Сталинская булава

19 Авг 2017,  
Рубрика: ПОИСКОВОЕ ДЕЛО

03
​«Там что-то большое! И лежит глубоко, докопаться будет трудно» — сказал Александр Голубев, отложил прибор и взялся за лопату. К нему подошли Валера Чумаченко с автором этих строк, и тоже включились в работу. Копать было действительно трудно. Рельеф местности – неровное, изрытое экскаватором дно, грунт – раскисшая глина. Вдобавок, донимала влажная жара, установившаяся на Псковщине в эти дни, и туча голодных оводов.

​Но постепенно вязкая, будто резиновая глина поддавалась под ударами лопат. Вот раздался характерный металлический стук, вот показалось что-то овальное… «Это снаряд! Нет, это баллон с огнесмесью!» Нет, это фугас, вон, и провода виднеются! Щас как рванёт!»
​При этих словах рабочие строительного управления, стоявшие по краю котлована, подались назад: подрывы у нас на Псковщине происходят каждый год, и нынешний не стал исключением. Но мы уже видели, что это никакой не снаряд.
​Шурф оказался довольно глубоким, находка – перемазанной в глине и скользкой, как мыло, но, в конце концов, мне удалось зацепить её лопатой, ухватиться другой рукой за провода, и, действуя обеими руками, извлечь на поверхность. Портки, разумеется, все перемазались в вонючей грязи, но это ерунда, поисковое дело в белых смокингах не делают.
​Найденный предмет озадачил всех. Стало ясно, что он не взрывается, вокруг столпился народ и начались жаркие споры. «Чего тут спорить, вон, помпа воду из ДОТа качает, сейчас положу под шланг, отмою, может, шильдик имеется, тогда и поймём, что это». Я взял находку в руки (а она была довольно увесистая, пуда на полтора), и пошел с ней к шлангу.
​Пока струя воды отмывает находку, позвольте внести ясность в наш рассказ.
​Дело в том, что в этом году было принято решение «музеифицировать» затопленный ДОТ на «Линии Сталина». Кто бывал у нас, наверное, видел его, точнее, его крышу, торчащую из воды. Раньше возле него стояла деревянная смотровая вышка, но пару лет назад мы её спилили, так как дерево подгнило, и залезать на неё стало небезопасно.
​В общем, Москва выделила деньги, и работы на затопленном ДОТе начались. Перво-наперво строители экскаватором прорыли глубокую канаву и выпустили воду из котлована. Затем ковшом подровняли дно и стены. ДОТ оказался двухэтажным (возможно, ещё и с подъэтажником), и воду из нижнего этажа пришлось выкачивать помпой.
01
​Тем временем мы, работники музея, взяли металлоискатель и решили исследовать обнажившееся дно, ранее недоступное для нас. Сперва ничего существенного не находили, но вот теперь достали неизвестно что.
​Впрочем, неизвестность длилась недолго. «Это вибратор для трамбовки бетона! Не совсем такой, как современный, но точно, вибратор. Вон и проводов семь штук: три на один двигатель, три на другой, один, седьмой, для управления. Электродвигатели работали в противофазе, и создавали вибрацию. А резьба на горловине – за неё эту булаву подвешивали и окунали в бетон. Эта, видно, вышла из строя, её просто выбросили» — вынесли решение строители.
​Действительно, это оказался вибратор для бетона. Точнее, вибрирующая булава, так правильнее сказать. Выпускалась она на ленинградском заводе «Красный Октябрь» с 1936 года. Устройство – копия американского изделия, в ту пору нам некогда было изобретать свой велосипед, пользовались уже изобретённым.
​Валера Чумаченко потом порылся в Интернете, и сказал, что это очень редкая находка. Если Интернет не врёт, ничего подобного елщё нигде не находили. Только на Украине лет пять назад вроде бы нашли куски от подобной булавы, и всё. Булаву мы отмыли, отчистили от налипшего бетона, и положили в ангаре, рядом с ручной помпой того же завода, найденной нами в подземелье другого ДОТа.
02
​Что сказать ещё? Может быть, иные читатели сильно удивятся, но на строительстве «линии Сталина» не использовали труд заключенных. Нанимали обычных рабочих и неплохо им платили. И механизация тоже была. Ну, экскаватор на нашем участке был всего один, но котлованы рыли не совсем вручную. Землю кидали на ленту транспортёра, который работал на электричестве. Да и найденная булава – тоже свидетельство механизации.
​К сожалению, технической документации на наш Островский УР (укреплённый район) не сохранилось. На другие УРы – сколько угодно, а на наш – ничего. Это сильно осложняет работу, ведь тут ДОТы были самые «разнокалиберные». ДОТов такого типа, как на снимке, было всего три штуки (три!) на весь Советский Союз. Один – на территории нашего музея, мы его сейчас осушаем. Второй – в пяти километрах отсюда, в деревне Захаркино. И третий – на другом конце страны, на Дальнем Востоке. И никакой документации на них!
​Когда мы смогли войти в наш ДОТ, то перед нашими глазами предстали стены в опалубке. Сохранность дерева поражала, было такое впечатление, что опалубку поставили вчера. К сожалению, сохранить её будет невозможно. «Хватанув» воздуха, дерево, простоявшее почти 80 лет в воде, начнёт быстро разрушаться. В нём уже идут всякие химические реакции, сопровождающиеся выделением газов, из-за чего спускаться на нижний этаж опасно для жизни.
​Никаких сокровищ, пиастров с дублонами, мы в осушенном ДОТе не нашли. (Почему-то многим кажется, что все подземелья просто завалены несметными богатствами). Равно как не обнаружили ни оружия, ни человеческих останков, вообще ничего. Правда, в «стакане» стоял большой армейский ящик. Ящик был пуст. Единственной находкой, и то не в самом ДОТе, а рядом с ним, была эта самая булава.


Обсуждение

Один отзыв на «Сталинская булава»
  1. Ну и работа у вас, мужчины! Какая там железяка в грязи, на что она способна?! Читала — и мороз по коже…

Добавить комментарий

| Запросы к MySQL: 30 | 0,162 | Потребление памяти: 12.21 мб |