- Другой Псков - http://nbp-pskov.com -

Книга что надо

sam_3735 [1] sam_3734 [2]

Как-то мне дали почитать одну книгу, ныне ставшую библиографической редкостью. И именно – шестой том полного собрания сочинений Владимира Даля (Казака Луганского), издание товарищества М. О. Вольф, 1897 год. В данном томе помещены две книги «Солдатские досуги» и «Матросские досуги». Написаны были эти произведения в середине 19-го века, когда в России ещё было крепостное право и не было всеобщего воинского призыва, а был рекрутский набор. Но вот чудо: они нисколько не устарели до наших дней. Несколько раздражает старый шрифт и замедляет прочтение прежняя орфография, с «ятями», ижицами и фетой. Но и в этом есть свои плюсы: притормаживая прочтение, они дают больше времени для обдумывания прочитанного.

Но сперва пару слов об авторе.

Владимир Иванович Даль, обрусевший датчанин, автор знаменитого «Толкового словаря русского языка». По сути, этот человек совершил научный подвиг. Девятнадцатый век был веком русской словесности, временем, когда народный язык обрёл право гражданства (образно говоря).

Если протопоп Аввакум говорил на народном, но уже почти современном русском языке, то в петровские времена язык был изуродован до неузнаваемости. Подражая царю, знать засоряла родную речь массой изуродованных иностранных словечек. То есть иностранные языки господа толком не выучили, а русский подзабыли. От этого сложился совершенно дикий новояз, похлестче раннесоветского. Чистый русский язык стал уделом простонародья, а знать стремилась «ботать» на своей «фене». (Даже Александр Сергеевич Пушкин в детстве говорил на французском, а русский он выучил потом).

К девятнадцатому веку отошла в прошлое бироновщина, немецкая династия (Романовых) обрусела. Новые времена требовали единого языка для верхов и для низов

Время потребовало от России создать единый систематизированный государственный язык, единую литературу, и они были созданы. Подвиг создания современной русской литературы принадлежит «негру» Пушкину (увы, ни Ломоносов, ни даже Державин на это не были способны). А собрание и систематизация языка – «немцу» Далю.

Разумеется, дело это было опасное и попахивало экстремизмом («бунтом», по тогдашним понятиям). Так, Владимир Иванович Даль был схвачен, ему в лицо бросили сборник им собранных русских сказок, и посадили в тюрьму. Сидеть бы ему долго и упорно, но помогли заступничество Жуковского, и тот факт, что никаким «экстремистом» он не был. Наоборот, в молодости он был офицером, награжденным за храбрость в бою, и никаких революционных помыслов и близко не имел.

(Начальство просто взбесило, что, оказывается, русский народ в своих сказках без должного подобострастия относится к элитке – барам, купцам, попам и даже (сказать страшно!) – самому царю! В ту пору это было открытие, и притом крайне неприятное).

Собранными сказками Даль впоследствии поделился с Афанасьевым (знаменитые афанасьевские сказки) и с Пушкиным. (Оказывается, не все сказки Пушкин узнавал от Арины Радионовны).

Должно быть, здорово были им чувствовать, что с них начинается новая эпоха для русского языка и русской литературы…

А «Толковый словарь» Даля и в самом деле оказался самым толковым. И хотя с тех пор прошло полтора века, и появилась такая профессия, как филолог, но специалисты говорят, что никто из них не смог превзойти этот фундаментальный труд. Но хватит о словаре, пора перейти к «Солдатским (матросским) досугам».

Книга эта, по моему мнению, было событием новым и революционным (не в смысле бунта!). Предназначалась она, как ясно из названия, для солдат, и это был грандиозный прорыв. Сами посудите: ну кому в веке восемнадцатом пришло бы в голову издавать книжки для солдат? Замполитами в ту пору были попы, они и вели всю идеологическую работу. И хотя, когда писались «Солдатские досуги», армия ещё была старого типа, с пожизненной солдатской службой (25 лет – в ту пору мало кто из них доживал до дембеля), веяние близких новых времён ощущались даже там. Одобрив эту книгу, власти признали недостаточность одной только поповской агитации.

Разумеется, книга написана с православных позиций. Но… «Без Бога ни до порога: но за Бога держись, а сам не плошай. Удаль молодецкая из одной только могилы не выносит; а из огня, из воды вынесет. Коли сам не обсушишься, так за тебя и родной брат на печь не полезет» (Рассказ «Дервянов»)

Вообще, книга из одних рассказов и состоит. И каждый – нравоучительная история. Как следить за своим здоровьем, как ходить всегда чистым да опрятным. Как стоять в карауле. Как побороть страх в бою. Как обращаться с пленными. Все истории не выдуманные, все взяты из жизни. Господин Даль, судя по всему, был очень толковый офицер, и знал солдат получше многих замполитов. В книге есть даже рассказ «Дай отведаю!» — посвящённый дурной привычке иных солдат жрать и пить всё, что под руку подвернётся.

А ещё в книге есть немного истории – разумеется, самой патриотической, немного загадок и прибауток. Напрасно думать, что тогдашние люди были глупее нынешних: дело не в их мнимой «глупости», а в том, что они получали мало информации. Но и это, с какого боку посмотреть: современный человек ежедневно получает огромное количество разных сведений, в основном, совершенно ненужных, которые забываются на другой день вместе с крупицами действительно необходимых сведений. По сути, сейчас произошло обнуление всей информации, и дураков от этого заметно прибавилось.

А в «Солдатских досугах» приведены только жизненные, нужные для солдата примеры. Пусть их немного, но ценность их высока. При этом «Солдатские досуги» отнюдь не пропагандируют тупой фанатизм: «У тебя у самого свой ум». В простой, доступной форме разъясняется устройство мира, и даже имеется таблица умножения в стихотворной форме. (Вещь, не лишняя и для некоторых современных солдат).

Необходимо помнить, что «Досуги» писались в то время, когда гражданское население было обложено огромными мобилизационными повинностями, в частности, постоем. (С целью экономии средств государство не всегда строило казармы, военных часто селили, как квартирантов, в частные дома). И взаимоотношениям солдат с квартирными хозяевами посвящено несколько рассказов. («Шило в мешке, а грех на совести не утаишь»).

Разумеется, это не вся правда о солдатской жизни. Автор во вступительном слове и сам это признаёт.

«За тем и найдёте вы в книжке этой не одну сушь нагольную, не одну правду простоволосую, а складчину всякаго добра, и на смех, и на горе, и на время, и на безвременье, и на дело, и на безделье. Правда, сами вы знаете, гола, нага, как мать на свет родила; ей в люди так показываться не годится; а как приоденется притчею, перекинется из были в небылицу – так пойдёт куда угодно, часом и нас же насмешит, да нас же научит и наставит».

Слово Даля не расходится с делом: первый же рассказ «Супостаты наши» читается на ура, а следующие ничуть не хуже. Причем супостаты эти не басурманы не какие-нибудь, не немцы, а три родные братья: «Авось», «Небось», и «Как-нибудь». Это верно: ни один враг не сгубил столько русских воинов, как эти три брата, и даже катастрофа 1941 года была в значительной мере следствием народного разгильдяйства, процветавшего в нашей армии…

В общем, книга что надо. Единственное, что надо помнить, читая её, так это то, что написана она для тогдашнего солдата – то есть человека, который солдатом и останется на всю оставшуюся жизнь. (Награждали их тогда редко и неохотно, а в офицеры производили и того реже). Современным срочникам будут непонятны многие бытовые детали. И армия тогда была почти стопроцентно русской.

Я бы на месте нынешних властей переиздал «Досуги» отдельной книгой в роскошном переплёте, с репродукциями художников того времени. На тираж бы не поскупился, чтобы хватило и для армии (такая книга должна быть в каждой ленкомнате), и для свободной продажи. Уверен, что книга эта необходима.

Это понимали и советские власти. Судя по печатям, «Досуги» ранее находились в библиотеке НКВД по Псковской области. То есть книгу не выбросили, как всякий старорежимный хлам, её берегли и перечитывали. В конце концов, Советскому Союзу были нужны добросовестные солдаты, а книга как раз их и воспитывает.

Что касается «Матросских досугов», то они, на мой взгляд, всё же немного уступают «Солдатским». «Матросские досуги» в основном повествуют об морских сражениях и разных случаях их судоходной практики. Такие истории раньше любили печатать в журнале «Вокруг света». Ничего не скажешь, познавательно, но всё же солдатская книга жизненнее.

Народный характер меняется очень медленно. По сию пору ничуть не устарели образы Хлестакова, Чичикова, Городничего (особенно это заметно в малых городах). Вот и идеал Русского Солдата всё тот же, что был два века назад.

1 Comment (Open | Close)

1 Comment To "Книга что надо"

#1 Comment By Ангелина On Октябрь 6, 2016 @ 1:36 пп

Рецензия превзошла все ожидания! Поскольку я читала книгу В. И. Даля и не только шестой том, а еще и другие в этом же исполнении. в прекрасно оформленном переплете, то могу оценить саму рецензию. Советую читателям прочесть труды В.И. Даля, ибо прежде всего это история нашего государства, которая написана автором толкового русского словаря.