Две могилы

30 Июл 2015,  
Рубрика: ПОИСКОВОЕ ДЕЛО

Вот и пришло время захоронить погибших воинов, найденных нашей поисковой группой на полях сражений. За год, прошедший с прошлого захоронения мы обнаружили останки 47 красноармейцев, и теперь настал час предать их земле.

В четверг, 16 июля, мы привезли из Острова четыре гроба. Уложили в них останки советских воинов, павших за свободу и независимость нашей Родины. Заколотили гробы и поставили их в часовне, под иконами. Спите спокойно, товарищи, вы это заслужили…

Теперь предстояло сделать другое дело, тоже весьма важное. А именно – принести и закопать возле часовни останки евреев, убитых немцами в июле 1941 года. Мы обнаружили их года четыре назад, но не могли похоронить самостоятельно, так как поисковикам хоронить гражданских не положено (только военных). Откуда мы решили, что это гражданские? А по останкам – это были женщины, старики, дети, в том числе грудные младенцы. Некоторые черепа были разбиты прикладами, и собирать их пришлось по кусочкам…

Нет, мы сразу сообщили о находке в еврейскую общину города Пскова, но там долго тянули время. Мы не могли предоставить других доказательств, что найденные останки принадлежат евреям, кроме рассказа одной местной жительницы. Она рассказала, что пришедшие немцы отсортировали беженцев из Латвии: русских в одну сторону, евреев в другую. Евреев повели как раз к тому месту, где мы нашли останки, и больше их никто не видел.

Кроме того, мы не нашли ни единого «вещдока» — перед убийством немцы раздели свои жертвы догола, чтобы не оставлять никаких следов. Это обычная практика всех палачей, стремящихся замести следы, мы находили и места массовых расстрелов советских военнопленных, и тоже без единой пуговицы, без единой пряжки.

(Если в рвах-могилах находят кучу «улик» типа орденов, мундиров, писем, газет, документов, то это означает только одно – провокацию. Ну, типа Катынской).

Так что у руководства еврейской общины города Пскова были основания для сомнений. Но, к счастью, все спорные вопросы благополучно разрешились, наконец, наступил час захоронения и гражданских лиц.
Валера и я сели в уазик и приехали к тому месту, где мы когда-то прикопали найденные останки. Был полдень. По небу бегали тяжёлые тёмные тучи, стояла банная духота. Трава тут была выше пояса, и слепни с оводами облепили нас моментально. К дождю, наверное.

Мы немного походили, приминая сапогами траву и отыскивая знаковый камень, под который мы уложили останки убитых евреев. Наконец, нашли, и приступили к работе. Земля в этом месте песчаная, копалось легко. Довольно скоро все останки были уложены в мешки, мешки отнесены в уазик.
Могила возле часовни (справа от входа) была уже выкопана, и мы расстелили брезент возле неё, на травке. Уложили на него останки, свернули- скрутили, перевязали веревками, чтобы получился саван, как велит еврейский обычай. Уложили саван в могилу, и лопатами закидали землёй. Получился могильный холмик, который мы присыпали песком. И положили на него камень-гранит, всё по обычаю. Завтра приедет раввин, он и отпоёт евреев.

Тут я позволю себе сделать маленькое отступление от темы. Видите ли, сейчас стало модно все военные преступления сваливать на гитлеровских холуёв, в крайнем случае, на СС. Мол, эти уроды только и совершали военные преступления, а вермахт был «белый и пушистый». Действительно, немцы сами старались без нужды не мараться, когда есть местные кадры, готовые на всё. А если таких типов нет, не успели ещё придти и предложить свои услуги? Что тогда? Тогда придётся грязную работу выполнять «доблестным солдатам Германии», что поделать, если под рукой нет ни подразделения Дирлевангера, ни «кавказских батальонов», ни РОНА Каминского.

Вот и в этом случае, можно наверняка сказать, что эти евреи были убиты немцами, так как «команда Арайса» в Латвии на тот момент ещё не успела сформироваться. Но гражданские лица (семьи комсостава, евреи) бежали из Латвии вовсю, так как не сомневались в уготованной им участи. Несколько таких групп вышли на наш участок линии Сталина, это известно абсолютно точно. Но кто-то, видимо, попался наступающим немцам…

(О причинах антисемитизма, расцветшего в Латвии в период независимости и окрепшего за год довоенной советской жизни, поговорим как-нибудь в другой раз).

На следующий день, 17 июля, состоялось захоронение. Прибыли официальные лица, воины местного гарнизона, евреи из Пскова, и просто неравнодушные граждане. Гробы с останками советских воинов стояли возле отрытой могилы. Говорились речи, прошла минута молчания. Священник с дьяконом провели заупокойную службу. Пел хор, и сладковатый дым от кадила поднимался к синему небу…

01

Гробы опустили в могилу. Все присутствующие бросили туда по три горсти земли. Михась на тракторе засыпал могилу землёй и сформировал холмик. Поисковики взялись за лопаты, чтобы заровнять могилу и придать более аккуратный вид. («Зелёным» (российским солдатам) брать лопаты в руки, видимо, «вера не позволяет»: ну да это происходит постоянно, из года в год, мы уже привыкли).

02 03

На свежей могиле поставили крест, уложили венки и хвойную гирлянду. Теперь немного подождём, пока земля уляжется, а к осени присыплем песком. Прозвучал салют в честь павших, и на этом воинское захоронение завершилось.

04 05 06

Теперь предстояло отпеть гражданских. Раввин из Новгорода сказал краткую речь, объяснил присутствующим еврейский погребальный обычай и смысл молитвы. Его с интересом слушал православный священник и все присутствующие. Сама молитва прозвучала на иврите и арамейском, и на этом всё закончилось: как-то быстро и неожиданно, на наш взгляд. Евреи и все желающие положили на могилу по камню. Камень в данном случае символизирует вечность, вечную память о погибших.

07 08 09 010 011

Вот и закончились все церемонии. Те, кто приехал на линию в первый раз, с интересом осмотрели её, и поехали домой. Поминок в этом году не было, по понятным причинам. Чему мы были только рады: одной заботой меньше. Нам и раньше-то рассиживаться за столом было некогда, но приходилось всё убирать и наводить порядок. Теперь не пришлось.

В общем, гости разъехались, а мы продолжили работу, так как 19 числа должна была состояться реконструкция, и время поджимало. К вечеру прошёл тёплый летний дождь, и когда в полвосьмого мы уезжали домой, над дорогой поднялась радуга.
012

Обсуждение

Один отзыв на «Две могилы»
  1. Fyutkbyf:

    Не удалось в этот раз участвовать в захоронении найденных поисковиками воинов, к сожалению, а потому большое спасибо, Рахим, за статью и предоставленные фотографии.

Добавить комментарий

| Запросы к MySQL: 30 | 0,181 | Потребление памяти: 12.29 мб |