- Другой Псков - http://nbp-pskov.com -

Близок локоть, да не укусишь

«Олег повесил щит на медные ворота
Столицы цезарей ромейских, и с тех пор,
Олегова щита зовёт нас позолота,
И манит нас к себе недремлющий Босфор».

Во второй половине апреля на Западе прошли торжества по случаю 100-летия легендарной Дарданельской операции (Высадке союзных войск на турецкий берег с целью захвата этого стратегически важного пролива). Было много высокопарных слов, турецкий премьер лебезил перед Западом и благодарил Антанту за тогдашнее вторжение на турецкую землю. (Со времен Ататюрка курс Турции – только прозападный). Россию на торжества, разумеется, не пригласили, хотя формальным поводом для Дарданельской операции было налаживание бесперебойного снабжения Российской империи.

Романов-на-Мурмане (Мурманск) и железная дорога к нему тогда только строились, Балтика была блокирована германским флотом, США придерживались нейтралитета, и наладить поставки в Россию в 1915 году было действительно очень трудным делом. Парадокс географии – страна с самой протяженной в мире береговой линией практически не имеет выхода в мировой океан! Россия вообще страна парадоксов.

Казалось бы, известие о высадке союзников в Дарданеллах должно было вызвать бурю ликования в Петербурге, однако, оно вызвало там панику и истерию. И русских можно было понять – для России терялся сам смысл Первой мировой войны. Как известно, союзу с Антантой предшествовала сложная политико-экономическая интрига, отчасти зависимость России от западных кредитов и западных технологий, отчасти посулы на важный территориальные приобретения в случае победы.

Проще говоря, за своё вступление в Первую мировую войну Россия потребовала Босфор с Дарданеллами. Англия и Франция на словах согласились, а сами тут же заключили между собой тайное соглашение, обязуясь ни в коем случае русских туда не пускать.

Ох уж этот Босфор, ох уж эти Дарданеллы… Сколько крови, пота и слёз было пролито из-за них русским, турками, греками, англичанами, французами, немцами (список можно продолжить). В конце концов, Крымская война велась главным образом для того, чтобы не допустить Россию на эти благословенные берега. И сама Турция существует только затем, чтобы быть стражем этих проливов. И так было всегда.

С тех самых пор, когда Вещий Олег огнём и мечом объединил разрозненные славянские (и не только славянские) племена в одно государство, русы принялись пощипывать Византию. Разумеется, первые набеги делались ради грабежа, но уже Святослав задумал поселиться там навсегда, основав на Балканах своё государство. Он не смог противостоять имперской машине византийцев и погиб, а его мать Ольга стала христианкой и добивалась приёма у византийского императора.

Именно оттуда пришло на Русь христианство восточного обряда. Точнее, разные христианские проповедники были на Руси и раньше, но закрепиться смогли только православные. (Подкреплённые идеологической и политической мощью Византии). Набеги русских на восточный Рим, однако, полностью не прекратились, хотя и значительно ослабли.

С усилением феодальной раздробленности Русь теряет выходы к морям: удельным княжествам глобальная политика не под силу. Полвека молили о помощи князья Тьмутараканские, но так и не дождались её. Русский Крым и выход к Чёрному морю были потеряны для Руси, а потомки крымских славян пополнили собой половецкий народ. (То же самое происходило и на Балтике).

А с началом монголо-татарского вторжения русские и вовсе стало не до морей: не до жиру, быть бы живу. На много столетий.

Но прошли века, кочевые орды ослабли, а Россия усилилась. И снова вспомнила о своём потерянном наследии. Разумеется, попытки Петра Первого вернуться на берега Балтики, Чёрного моря и даже Каспия известны всем, но и до него московские цари предпринимали определённые усилия в этих направлениях. Звёздный час для России настал при Екатерине, когда был завоёван Крым и заложен черноморский флот. Первые же шаги этого флота была направлены на юг – к Босфору и дальше. (Средиземноморская экспедиция Ушакова). Для турок это было, как гвоздь в башмаке!

А что же сама Турция, с 1453 года – хозяйка Босфора и прилегающих морей?

Первое время после захвата Константинополя османы жили очень кучеряво. Они захватили Балканы, они грозили всей Европе, дважды осаждали Вену, весьма беспокоили испанцев и итальянцев. Но после битвы при Лепранто морская мощь османов была подорвана, а Вену они ни разу не взяли, хотя и навели страху на всю Германию. Постепенно натиск османов ослабел, а потом они перешли к обороне. Вот уже очищены от турок немецкие и венгерские земли, вот уже волнуются покорённые южные славяне и румыны. (Достойно примечания – большинство казнённых Владом Тепешом (Дракулой) были именно турки, поскольку он вел войну с ними на истребление).

В Европах стала модной идея совместного похода на Османскую империю, чтобы изгнать турок обратно в среднеазиатские пустыни, откуда они когда-то вышли. (На историческую, так сказать, родину). Россия горячо поддерживала этот план, и для объединённых европейских войск он был вполне осуществим. Но Европа не может объединиться ни по какому поводу. Тут же возникли вопросы: чьей сферой влияния станут освобождённые Балканы, а главное – кому достанется Босфор с Дарданеллами?

В общем, коалиция развалилась, не успев собраться, чему Турция была несказанно рада. Крестовый поход за освобождение южный славян не состоялся – выкручивайтесь, братья-христиане, сами, как умеете!

А что касается турок, то они накрепко усвоили – само существование их государства целиком зависит от этих проливов. И им надо создать такое положение, чтобы любой потенциальный агрессор трижды подумал, с кем ему придётся иметь дело после победы над турками. Проще говоря, Турция стала сторожем при проливах, дабы не допускать туда Россию. Союз с Западом в таких условиях был неминуем, и никакие бесноватые муллы не могли этому помешать.

Нельзя сказать, чтобы такая политика была очень уж эффективной, а «дружба» с Западом – бескорыстной. (За защиту в Крымской войне Англия отобрала у Турции Египет и Крит). Но выбора у дряхлеющей Османской империи уже не оставалось.

С годами Турция дряхлела, от неё отваливался кусок за куском. А к концу 19-го – началу 20-го века идея захвата проливов стала манией для русской буржуазии. Единственное, в чем сходились либералы и националисты в царской Думе – это в вопросе о проливах. Лидер кадетов, Милюков, даже получил прозвище «Дарданельский». (Пытался копировать Катона-старшего с его знаменитым «Карфаген должен быть разрушен!»).

В общем, нарождавшаяся русская буржуазия принципиально не отличалась от западной, только была гораздо более слабой и глупой. (Не понимала, что это – наживка для крючка, за который Россию втянут в мировую бойню).

И вот тут, в 1915 году, они узнают про Дарданельскую операцию. Дело ясное – Запад пытается выхватить этот кусок из-под носа у России! Но было поздно, и потому ограничились тем, что отправили некоторые русские силы в помощь союзникам, чтобы, в случае успеха этой операции, отвоевать для себя хотя бы кусочек.

Операция это, плохо продуманная и ещё хуже подготовленная, провалилась. Черчилль поплатился за провал постом первого лорда адмиралтейства, союзные армии – десятками тысяч убитых. Турки под руководством немецких офицеров сражались за родную землю как бешеные, и через год десанты союзников убрались восвояси. На радость России, надо сказать.

Убедившись, что покушение Антанты на Босфор провалилось, русские задумали уже свою грандиозную операцию. Шла подготовка сухопутных частей и Черноморского флота к десанту в проливы. По плану, русские десанты должны были захватить проливы, а заодно и Стамбул, выбив, таким образом, Турцию из войны. В случае успеха слава Николая Второго могла превзойти славу Петра и Екатерины, но…

Операция была задумана на лето 1917 года, но случилась февральская революция, и русская армия в момент потеряла боеспособность. О десанте в таких условиях не могло быть и речи. В Турции перевели дух – пронесло и на этот раз. Впрочем, от своей революции это их не спасло.

А вот интересно, что было бы, если русский десант удался? Только одно – после победы над Германией и Турцией Антанта начала бы войну против России. Ни за что на свете Запад не смириться с выходом России на Босфор.

Во время Второй мировой войны Сталин тоже попытался зондировать почву в этом направлении, но быстро понял – близок локоть, да не укусишь. Воевать ещё и с союзниками нам не хотелось.

Так вот и живём по сей день. Турцию можно подкупить российским газом и нефтью, потоком денежных российских туристов. Но Турцию нельзя окончательно купить – нашим стратегическим союзником она не будет, покуда силён Запад.