Фундамент Евразии

28 Авг 2014,  
Рубрика: СТАТЬИ

Сто лет назад, в августе 1914 года, началась Первая мировая война. Сигналом к ней стал «выстрел в Сараево» — серб (?) Гаврила Принцип убил австрийского герцога Франца Фердинанда. Можно много говорить про сербов (которые отнюдь не были ангелами непорочными), про австрийцев, но всё это ничуть не приблизит нас к пониманию сути происшедшего. Почему роковой выстрел прозвучал именно на Балканах, и почему все так всполошились из-за него?

Потому, что Балканы – это горловина, это стык между Западом и Востоком, между Германией и Турцией. Но смычке между этими цивилизациями препятствует одно государство – Сербия. «Дранг нах Остен» подразумевал не только нашествие на Россию, нет, он был гораздо шире. Кайзеровская Германия стремилась к теплым морям и нефтяным месторождениям Ближнего Востока. Немцы мечтали соединить технологическую мощь Германии с колоссальными людскими и природными ресурсами Османской империи. Если бы им это удалось, то… исход Первой мировой войны мог быть совсем иным.

С этой целью немцами была построена Багдадская железная дорога, и вообще фрицы вовсю охмуряли турецкое руководство. Усилия германской дипломатии увенчались крупным успехом – Турция напала на Россию, и европейская поначалу война переползла в Азию.

Однако стратегическая цель немцев не была достигнута: надёжного контакта с турками осуществить не удалось. Союзники, понимая значение Сербии («мал золотник, да дорог!»), оказали этому государству помощь, и на Балканах образовался целый фронт. Болгария, конечно, вступила в войну на стороне Германии, но зато Румыния была для немцев как гвоздь в ботинке. Турки отправили на помощь австрийцам в Европу несколько подразделений, но и только! Радужные надежды германского генштаба растаяли, как дым: объединить войну в Европе и войну в Азии в единое целое не получилось. Помешали Балканы, главным образом, Сербия!

Этот геополитический фактор сохраняется до сих пор. Через Косово-Метохийскую котловину пролегает современный «путь из варяг в греки», из Евросоюза в Турецкую Республику, и кто владеет этой территорией, держит в своих руках мир в Европе. (Теперь понятно, почему американцы с такой назойливостью лезли туда, бомбили сербов, выкармливали албанских головорезов?)

Это только присказка, а сказка будет впереди.

Emblem_of_Iran.svgВ мире есть ещё одно государство, от существования которого зависит очень много. Настолько много, что его иногда называют фундаментом Евразии. Разумеется, это государство – первый враг США. И разумеется, это – Иран.

Что знает средний россиянин про эту страну? То, что с персами воевал ещё Александр Македонский, что Стенька Разин утопил персидскую княжну («из-за острова на стрежень, на простор речной волны…»). Ещё помнит, что персы убили Грибоедова, что они держали в заложниках американское посольство в Тегеране, а потом вели долгую и трудную войну с Ираком. В массовом сознании россиян иранцы – это что-то вроде среднеазиатских гастарбайтеров или кавказских торговцев.

В действительности Иран имеет очень мало общего с этими регионами.

Подобно Сербии в Европе, Иран в Азии выполняет важнейшую функцию – разделяет Ближний и Средний Восток.

 

«Траян к нам из Рима привёл легионы,

И пала пред ними стена Ктезифона

На западе – римляне, саки – с востока,

Два бились в твердыню Ирана потока

 

 Но войско парфян устояло меж ними

Вот саки бегут, вот смятение в Риме!

Бойцы Хорасана, Гургана и Рея

Отбросили недругов грудью своею».

В этих стихах современного иранского поэта – вся суть Ирана. Быть щитом между разными цивилизациями. Разделять враждующие народы. Преграждать дорогу всевозможным «завоевателям Вселенной», что с Запада, что с Востока. И пока эта страна жива, во всей Евразии будет на порядок спокойнее.

В конце концов, это поняли и древние римляне. Они перестали делать походы на Иран – разгромишь это государство, так будешь иметь дело с теми, кто живёт за ним, а это, может быть, гораздо хуже.

К сожалению, это забыли византийские императоры, и войны с Ираном возобновились. Длились они сотни лет, пока не свершилась мечта идиота – Иран был повержен. Но не успели православные порадоваться унижению язычников, как с юга прискакала конница арабов. Персы были насильственно обращены в ислам и стали частью растущего мусульманского мира, а Византия потеряла кучу земель и перестала быть великой державой.

Персы долго не могли очухаться от такого разгрома. Иран лежал пластом, и по его землям шастали все, кому не лень. «Железный хромец», Тимур, воздвигал тут свои пирамиды из отрезанных голов. Само возникновение государства турков-сельджуков стало возможно потому, что эти среднеазиатские племена прошли через Иран в Малую Азию.

С годами слабый сельджукский бейлик превратился в могучую Османскую империю. Её султаны претендовали на звание повелителей всех мусульман. Они завоевали земли на западе до Марокко, на юге – до Судана, в Европе осаждали Вену.

Но странное дело – на восток их завоевания не пошли. Отчего? Неужели им не хотелось придти в Среднюю Азию и Индию, объединить потенциал всех мусульманских земель в единое целое? Ведь в таком случае Турция стала бы непобедимой.

Разумеется, хотелось, разумеется, пробовали пойти на восток. Но ничего не получилось. К тому времени Иран вышел из затяжного нокдауна и вернулся к своей исторической миссии. На пути османов выросла преграда, которую они так и не смогли преодолеть. Хотя очень старались. Иран пятился, отступал, потом собирался с силами и переходил в контратаки, теснил османов. Результат – всемирный султанат построить не удалось.

Пути самого Ирана и Средней Азии окончательно разошлись в начале 16-го века, и с тех пор это разные регионы.  Настолько разные, что в старину среднеазиатские муллы поощряли набеги на Иран и захват рабов, уверяя, что персы – не мусульмане. (Разумеется, персы в долгу не оставались и отвечали тем же).

19-й век был катастрофой для Ирана. Страна ослабла, шахский престол оккупировала чуждая народу турецкая династия. Через границы полезли колонизаторы (русские в том числе). Кончилось всё это тем, что север страны захватила Россия, а юг – Англия.

Иран спасла Великая Октябрьская социалистическая революция. Большевики аннулировали большую часть грабительских договоров. Не из абстрактного гуманизма, а из точного расчёта: лояльный к России Иран гораздо выгоднее нищей и злой полуколонии. (К тому же англичане и белогвардейцы заняли север Ирана). И в дальнейшем советские правители всячески поддерживали эту страну, в том числе технически и финансово.

К сожалению, в начале Второй мировой войны тамошний шах взял прогерманский курс, что привело к повторной оккупации страны Советским Союзом и Великобританией. Но война кончилась, союзные войска покинули Иран.

Дальше история этого государства начинает выкидывать замысловатые коленца, страну швыряет то далеко влево, то сильно вправо. Наконец, в 1979 году происходит исламская революция, и всё более-менее приходит в норму.

Тут надо сделать пояснение. Ислам в Иране и ислам в Саудовской Аравии – это разные понятия. Настолько разные, что со времён аятоллы Хомейни саудовцы считают иранцев своими врагами.  Гнев нефтяных арабов понятен: персы-шииты оспаривают их гегемонию в исламском мире. А главное – Иран, как и во времена Османской империи, препятствует построению мирового халифата. Между талибами в Афганистане и ваххабитами в Ираке стоит непреодолимая преграда. Мечты саудовцев не сбудутся, пока она цела.

Это понимает Америка, которая назначила Иран своим главным врагом. (Пресловутая «ось зла»). Янки знают – если падёт Иран, на просторах Евразии начнётся кровавый хаос. Головорезы с Ближнего и Среднего Востока объединятся, и тогда вернутся времена Тимура и Баязида.

Взгляните на географическую карту. Вот она, Россия. Раскинулась в Европе и в Азии. А южнее, под ней – Иран. Как фундамент. Страна- кремень. Страна-гранит. Единственная наша опора на юге. Если её выдернуть, Россия повиснет в воздухе. (Сами посудите, ну какая опора из среднеазиатских и закавказских государств?)

Это понимало даже ельцинское руководство и предпринимало первые робкие попытки подружиться с Ираном.

В настоящее время значение Ирана в мировой политике только выросло. Достаточно сказать, что это государство не дало в обиду Сирию, своего единственного союзника из арабских стран. И всесильный Запад, и аномально богатые саудовцы потерпели поражение, впервые за много лет. Россия, конечно, тоже помогает Сирии, чем может, и это является хорошим залогом российско-иранского сотрудничества. В наших интересах, чтобы проход между Каспием и Персидским заливом надёжно охранялся.

Этим летом иранские войска перешли иракскую границу и вступили в бой с «халифатом» на севере той страны. Это – историческое событие. Иран, фундамент Евразии, вышел из обороны и перешёл в наступление на её врагов. Пожелаем же ему успехов в этом праведном деле!

Обсуждение

Один отзыв на «Фундамент Евразии»
  1. Fyutkbyf:

    Рахим, Вам в школе историю преподавать надо: все понятно, как дважды два.

Добавить комментарий

| Запросы к MySQL: 30 | 0,166 | Потребление памяти: 12.21 мб |